Тебе морковку или вилы в зад? Кого-то мотивирует высокая цель, новые рубежи. А кто-то отрывает свою пятую точку от стула только тогда, когда слышит от шефа: «Я вас всех уволю, лоботрясы!»

www.chirkovtrener.ru

Кнут или пряник?

Всегда ли профессиональные конкурсы или ассесмент-центр (один из методов комплексной оценки персонала) способствуют успеху сотрудников и компании в целом?

 А что если у человека есть страх, паническое волнение перед соревновательными мероприятиями? К тому же они могут сеять нездоровую конкуренцию в коллективе.

Сергей Чирков, директор компании «БИН-трейд», считает, что руководителю перед принятием решения о проведении профессионального конкурса необходимо выяснить направление мотивации  у каждого сотрудника. Он разделяет персонал на два типа: люди результата и люди процесса.

Для первых профессиональные конкурсы являются отличным способом проявить себя и добиться хороших показателей в работе. Это так называемые «люди пряника», которым не нужен дополнительный стимул к участию в конкурсе — они ждут, не дождутся их. А вот «люди кнута», которых приходится постоянно подгонять, на результат не нацелены, их увлекает сам процесс работы, и как только речь заходит о каких-либо конкурсах, интерес к труду сразу пропадает.

Поэтому всех привлекать к участию в конкурсах не всегда полезно. «К каждому сотруднику нужен индивидуальный подход, — говорит Сергей Чирков. — В нашей компании графики успеваемости ведут только «люди результата» — торговые представители, которых не нужно подгонять. Им важен конечный итог работы и, обязательно, похвала начальства, всеобщее признание. Это люди с высокой самооценкой, которые хотят быть примером для подражания. «Люди процесса» у нас заполняют маршрутные листы — инструкцию, в которой четко прописаны адреса торговых точек, порядок их объезда и так далее». Между собой такие сотрудники никогда соревноваться не будут, а тех, кто стремится к победе в том или ином конкурсе, они называют выскочками. Таким образом, если в профессиональных конкурсах будут участвовать только «пряники», то нездоровой конкуренции можно избежать, поскольку такие сотрудники, как правило, ориентированы только на себя, на свой результат. Если в конкурсный процесс вмешиваются «люди кнута» — ждите разлада.

  В Омской энергосбытовой компании мотивацию к участию в конкурсе профессионального мастерства у сотрудников отделов выявляют их руководители. «Мы никого не заставляем соревноваться в конкурсах, — говорит Владимир Роговский, — желающих проявить себя не мало. К тому же подобные мероприятия сплачивают коллектив, поднимают корпоративный дух, особенно когда проходят групповые состязания». Сами же сотрудники говорят, что болеют за общее дело и стремятся «заразить» весь коллектив этим чувством.

Профессиональные конкурсы являются ежегодной традицией, как правило, в крупных компаниях, которые давно существуют на рынке. Там  конкурсы выступают своеобразным мотиватором, средством против  эмоционального выгорания сотрудников. Тогда как в молодых, небольших фирмах основной мотив к работе — высокая заработная плата.

  Если все же начальство решило проводить профессиональный конкурс, ему стоит выяснить направление мотивации у каждого сотрудника, чтобы потраченные деньги, время и силы действительно принесли пользу компании.

Решается данный вопрос элементарно просто. На рынке консалтинговых услуг есть ряд специалистов, которые выполнят данную работу за считанные часы. Услуга называется «психодиагностика персонала».

 

 

Ваш Джон Пяткин

Омск

1905г


Так же по этой теме: